О методе

Организационная расстановка или бизнес-расстановка как один из методов системной работы с организацией помогает находить оптимальные решения в ситуации недостаточности информации или неоднозначности ее трактовки: стартап или переход компании на другую стадию развития, кризис, явные или скрытые конфликты внутри или с контрагентами, внедрение инноваций, открытие нового направления бизнеса или вывод нового продукта, высокая текучка без видимых причин, «синдром годовщины» и др.

Бизнес-расстановка полезна для безопасного тестирования возможных последствий того или иного решения – некая «песочница» для моделирования ситуаций. В этом случае экономится и время, и деньги на внедрение изменений и получение результатов.
Берт Хелингер
Метод организационных расстановок (бизнес-расстановок) основан на системно-феноменологическом подходе Берта Хеллингера. Изначально метод применялся к семейным системам. Но под системой может рассматриваться как семья, так и организация, рынок и т.д.
"Организационные расстановки можно использовать как мощное средство для того, чтобы увидеть, что происходит в организации (процессы, происходящие на скрытом уровне, т.е. неосозноваемые или полуосознаваемые) и для разработки возможных решений в отношении проблем, которые существуют в организации".
Гунтхарт Вебер
Гунтхарт Вебер адаптировал метод к организационным системам.
"Организационные расстановки позволяют за удивительно короткое время получить важную информацию о системе. При этом величина системы существенной роли не играет. Например, в расстановке речь может идти о сотрудничестве нескольких входящих в холдинг фирм или о том, почему маленький коллектив в течение долгого времени вынужден справляться с высокой текучестью кадров". 
Г.Вебер - автор первой книги по организационным расстановкам – «Практика организационной расстановки».
Ян Якоб Стам
Ян Якоб Стам обобщил свой опыт в сфере организационных расстановок в книге «Поля взаимосвязей»:
«То, что проявляется в расстановках, можно назвать «знающим полем». Я также могу сравнить это с информационной моделью биологии, где известно, что каждая отдельная клетка несет информацию о системе тела в целом в виде голограммы.
Работая с расстановками или вообще системно, мы имеем дело с особым видом информации, которая появляется, исходя из того факта, что мы принадлежим или являемся частью системы.
Расстановки могут пролить свет на важную информацию об организации, предлагая альтернативные возможности в конкретной ситуации.»
Клод Росселе
Из книги Клода Росселе «К решению иным путем»:
«Организационная расстановка – это метод, предназначенный для того, чтобы в ситуации недостаточности или неоднозначности имеющейся информации, например, в условиях кризиса или внедрения серьезных инноваций, находить креативные решения...
При помощи этого метода ... мы получаем возможность более точного и, соответственно, более эффективного претворения в жизнь новаторских решений, полученных в процессе расстановки. Фактор экономии затрат также стоит не на последнем месте...
Тому, кто осмелится воспользоваться этим методом, наградой станут потрясающие открытия в области «молчащего знания» (tacit knowledge) собственного предприятия и способность к нахождению перспективных решений на будущее, принятых на основе этого знания».
Д-р Фридрих Асслендер
Экономист, социолог, психолог Фридрих Асслендер применяет особенный подход к решению проблемы – краткость ее описания буквально в нескольких предложениях: «Я начинаю работу, располагая минимальным объемом информации. Ведь суть можно уместить в трех предложениях. Большую часть решений принимает не разум».
Олег Вайнберг
Олег Вайнберг в своей книге «Организация через телескоп» отмечает, что данный метод позволит бизнесменам получить нестандартный и эффективный взгляд на процессы, происходящие внутри организации:
«Этот подход использует IBM и Lufthansa. Ему обучают специалистов нидерландского подразделения McKinsey и сотрудников российского МЧС. В основе «расстановочных» подходов лежит интереснейший феномен – заместительское восприятие».

В каких случаях расстановки полезны?

  • Определение и корректировка целей организации
  • Исследование перспектив развития организации
  • Оценка потенциала и рисков при заключении контрактов, сотрудничестве и партнёрстве
  • Нахождение новых ресурсов для развития организации
  • Целесообразность проведения реорганизации компании
  • Определение целесообразности открытия новых направлений бизнеса
  • Выявление скрытых организационных динамик
  • Подбор персонала на ключевые позиции
  • Управление конфликтами и стрессами в организации
  • Прояснение скрытых мотивов поведения сотрудников в организации
  • Выявление скрытых причин текучести персонала
  • Исследование и оценка рынка для товара / услуги
  • Исследование свойств и качеств товаров / услуг
  • Определение справедливой стоимости товара / услуги
  • Определение оптимальных способов привлечения клиентов
  • Исследование влияния брендов на восприятие клиентов и продажи